«Да дерьмо какое-то». О чем говорят на сцене театра

Я был в Нью-Йорке в музее Гуггенхайма…Пятый этаж. «Современное искусство».. Ну, иду смотрю……туалет… ровно такая же веревочка и подпись: «Туалет не работает». Я стал думать, это туалет не работает, или это произведение искусства под названием «Туалет не работает»?

— Так… и что оказалось?

 -Не знаю. А я подумал, туда же все равно писать нельзя, потому что…либо туалет не работает — закрыто, нельзя, либо, ты нассышь в произведение искусства…

— …прямо художнику в душу.

(«О чем говорят мужчины». Диалог о современном искусстве»).

Автор: Наталия Туйгунова

Автор: Наталия Туйгунова

Давненько я не была в Астраханском драматическом театре. А он меж тем обзавелся новой театральной площадкой «Imaginarium», на которой ставятся современные, даже несколько эпатирующие спектакли. По правде говоря, я сначала не поверила, что нам с мужем для просмотра постановки придется спуститься в подвал! Необычненько. Ну что ж. Внизу оказалось  очень оживленно. Дамы в бордовых жилетках встречали на входе в «подземку» гостей и провожали их к местам. Заняв свои, мы стали мониторить обстановку.


Перед нами была театральная сцена – крошечная по сравнению с классической. По обеим сторонам стулья. Импровизированный зал заполнялся очень быстро. Приглушенная музыка, полутьма, шепотки и смех соседей создавали  ощущение причастности к чему-то богем… нет, просто к чему-то особенному. Прожектора высвечивали стену, на которой висел белый прямоугольник. Вот-вот должен был начаться спектакль «Art.Искусство» режиссера Алексея Матвеева, поставленного в рамках проекта «Старый новый театр». И хотя я была наслышана о нем, специально решила не читать отзывов.

О том, какое впечатление оставила постановка, с чем ее можно сравнить и кому нужно на нее ходить – в моей очередной НеРецензии.

wordcatcher-da-dermo-kakoe-to4

Атос, Портос и Компромисс

Третий звонок. Гомон зрителей стихает. На небольшую сцену выходит один из героев. Марк. Он взбешен. Его друг только что приобрел картину за сто тысяч евро. Все бы ничего, но шедевр – это белое полотно с белыми линиями на нем.

— Это же Антриос! – в непонимании кричит Серж, обладатель картины и ста тысяч евро.

— Это белое говно! – спокойно отвечает Марк, главный инженер канализаций в Париже.

Коротко. Понятно. Безапелляционно.

Как помню из университетской программы по искусствоведению —  с современным искусством почти всегда так – либо «вау, это шедевр, меня распирает от зашкаливающих тайных смыслов», либо «ничего не понятно, говно, одним словом».

wordcatcher-da-dermo-kakoe-to

И вот, сидя в кресле в заполненном зале и глядя на происходящее на сцене, я поначалу приготовилась к двум часам чистейшего постмодерна. Напрасно. Спектакль «Art. Искусство» — вовсе не о том. Полотно современного художника выступает лишь фоном, на котором разворачивается история о трех друзьях. О чем говорят мужчины, когда собираются вместе? Из чего сделана мужская дружба и как на нее влияют женщины? Стоят ли 15 лет того, чтобы променять их на свои принципы? Фундаментальные такие вопросы.

Герои, которые дают на них ответы  — это три  вполне обычных парня с абсолютно разными темпераментами. Марк, Серж и Иван. Я условно дала каждому из них прозвища.

Марк – это Атос. Он такой же скрытный, слегка надменный, готовый за свою правоту любого вызвать на дуэль. В вашем окружении наверняка есть такой тип парня. Он не будет молчать и открыто выскажет свое недовольство, даже если это будет стоить ему увольнения или ультиматума:

— Алло, дорогая, я на выставке современно искусства. Что? Что тут показывают? Да дерьмо какое-то.

С этой ролью чудесно справился актер Николай Смирнов.

wordcatcher-da-dermo-kakoe-to2

Серж – это Портос. Эмоциональный, вспыльчивый, очень чувствительный к шуткам и мнению других. Но в целом, добряк. Такого парня вы тоже знаете. Может быть, это ваш сосед? Он все время что-то изобретает, тусуется среди «элиты», всегда в курсе трендов. Обидчив.

— Как-то резко скучно стало мне с вами, друзья….

Классно сыграл Юрий Ашаев.

Иван – это Компромисс. «Ребята, давайте жить дружно» — вот эта фраза точно про него. Не то, чтобы он трус. Просто хочет, чтобы всем было комфортно. Он всегда выступает арбитром между Марком и Сержем. Все 15 лет. Узнаёте в нем своего одноклассника, который вечно разнимал двух задиристых друзей?

— Ребята, ну что такое? Целый катаклизм из-за белого прямоугольника.

И мои крики «браво» за чудесную игру летят Максиму Симакову.

wordcatcher-da-dermo-kakoe-to3

Интересно, что разбавляет мужские сцены своим присутствием молодая актриса, знакомством с которой я могу похвалиться. Нелли Подкопаева  играет роли женщин, каждый раз перевоплощаясь то в ворчливую девушку Ивана, то в параноидальную жену Марка, то в игривую официантку ресторана.

Герои, как и положено в театральной постановке, не похожи друг на друга. Одновременно они комичные, трагичные, драматичные. И в каждого по-своему влюбляешься. Спектакль обязательно нужно смотреть женщинам всех возрастов. Он ни в коем случае не раскрывает всех мужских тайн, а лишь дает ниточку к пониманию того, как непрост наш сильный пол.

wordcatcher-da-dermo-kakoe-to5

Последняя сцена. Послесловие. Аплодисменты. Краем глаза наблюдаю, как смеется мой обычно сдержанный супруг. Высшая степень  похвалы с его стороны. Про меня и говорить не нужно. Да, дерьмо какое-то сейчас идет в кинотеатрах и по ТВ,  а в «Старом новом театре» все очень круто.

НеРецензия на спектакль «Art. Искусство».

Поделиться с друзьями!
comments powered by HyperComments