Дети как дети. Что такое школа мира?

мелиса савина

Автор: Мелиса Савина

В Москве в этом году можно было наблюдать одно замечательное явление. Вернее, не явление даже, а инициативу, очень важную в социальном и культурном плане — так называемую Школу мира.

Школа мира – это еженедельные занятия для детей разных возрастов и главное — национальностей, на которых они учатся  дружить и помогать тем, кто слабее, узнавать  больше о мире вокруг них, о разных странах и культурах. Школа мира больше всего нужна для детей, у которых есть проблемы в обычной школе или со сверстниками  или трудные ситуации в жизни. Эти дети имеют возможность получить солидарность и поддержку.  Дети, у которых в семье и в школе все благополучно, могут оторваться от гаджетов и заняться чем-то более интересным. Проводятся занятия бесплатно  в одной из обычных московских школ. Главным «учителем» является Дина Шагалова, в основное время работающая педиатром.


Мое первое знакомство со Школой мира случилось этой зимой. А потом я пришла к ним снова, весной.
Стоим возле обычной московской школы и слушаем указания.
— Делимся по двое, сколько нас? Столько будет и групп. Так, сейчас Маша подойдет, вот вы с ней будете, — говорит Дина кому-то, с кем я еще не успела познакомиться, — она опытная.
Заходим в здание. Охранник спрашивает, кто мы, но паспорта не проверяет, хотя мы заранее присылали свои данные: теперь ни в одно заведение, будь то школа или дом престарелых, без паспорта не зайдешь «в связи с террористической угрозой». В этот момент мне вспомнилась история, как одна мама лезла в школу на праздник к своему ребенку через окно, потому что так ее не пустили — не собрание же.
Поднимаемся на второй этаж, перед дверью класса снимаем куртки. Открываем дверь, и … нас встречает оглушительный шум в виде приветственных возгласов 20 семилетних детей. Первоклассники буквально виснут на своих старых друзьях.

shkola-mira-1

Я — чужая и потому чувствую неловкость. Но ученики быстро замечают и меня, и спешат познакомиться со всей своей детской непосредственностью:
— Как тебя зовут? — спрашивает меня девочка?
— Мелиса.
Девочка бежит в середину комнаты и кричит:
— Знакомьтесь, у нас новенькая!
Я между тем достаю фотоаппарат и уже успеваю запечатлеть несколько интересных мгновений.
С большим трудом детей усаживают за парты. Дина и Маша, стоя у доски, начинают их о чем-то спрашивать, я не слышу, о чем.
Двое мальчиков на задней парте, смеясь, дерутся. Те, кто сидит поближе, изо всех сил тянут руки, желая ответить.
Маша и Дина изображают птиц.
— Кто это?
— Птицы, птицы!
— А почему не дракон?
— Потому что дракон по-другому летает!
Я рассматриваю самодельные дневники Школы мира. Вот это дневник Киры, а это -Мунзира, а это — Рании, той девочки, что знакомила меня со всеми. Она выглядит совсем как русская (светлые волосы, голубые глаза), но потом окажется, что единственная русская девочка в классе не она. А Рания — таджичка.

shkola-mira-5
Детей делят на группы. Вернее, пытаются это сделать: все хотят сидеть с теми, с кем дружат, и никак иначе, но так поделить детей поровну труднее. Непостижимым для меня образом этот момент получается уладить. И вот ученики Школы мира вместе со своими товарищами делают поделки. В ход идут  картон,  цветная бумага, пластилин, фломастеры.
— Трафарет нельзя резать, — мягко говорит Аня и забирает картонку.
Двое мальчиков снова начинают драться.
— А та группа плохо себя ведет! — кто-то ябедничает на них, крича на весь класс.
Я запечатлеваю процесс, подходя то к одной группе, то к другой. Некоторые, увидев меня, начинают позировать на камеру. Тем временем мальчишки начали бегать по классу с игрушечными пистолетами. Я фотографирую и их.
— Убрать бы пистолеты с фотографий — и идеальная школа Мира получилась бы, — скажет потом Дина.
Вот все ищут скотч. В классе шумно. Дети кричат, бегают. Рания даже успела на кого-то обидеться и теперь чуть не плачет. В чем дело, она мне не рассказывает.
— А у нас вот такая кормушка! — хвастается одна из групп.
Маша пытается навести тишину.
— Так, мы будем продолжать, или я пошла? — строго говорит она.
Два главных хулигана класса переглядываются и в унисон говорят: Пошла!
Я не успеваю следить за происходящим. Поделки, несмотря, на всеобщее веселье, тем временем становятся все красивее.
— Да, тут небольшой дурдом, — будто извиняясь, говорит Дина, проходя мимо меня. — Это нормально.
За некоторыми детьми приходят родители. Пару раз заглянула учительница. В какой-то момент некоторое количество учеников гурьбой выскакивает в коридор. Я не понимаю, куда они несутся, но хорошо, что возвращаются.

shkola-mira-2
Мальчик просит меня сфотографировать его с готовой поделкой. Затем подходят еще двое. Результат им не нравится – поделку плохо видно.
— Надо крупнее, — учит меня один из них.
— Хорошо, — соглашаюсь я. Они поднимают кормушку повыше.
Вновь иду между рядами парт.
— Сколько тебе лет? — спрашивает меня одна девочка.
— 22.
— Ого, — для них 22 — это очень много.
Рания давно уже не плачет. Они о чем-то разговаривают с Катей. Катя смеется.
— Ты смеешься, как Машенька, — говорит Рания.
— Какая Машенька? — вклиниваюсь я.
— Из «Маши и медведя».
Они любят  мультфильм «Маша и медведь».
— «Я хочу с тобой на пляж», — поет девочка мальчику. Все дружно смеемся.
Поделки готовы. Детей все меньше. Те, кто остался, получают десерт — печенье. Но Школа мира еще не закрылась. Дина лепит наклейки в дневники, а я по ее просьбе готовлюсь снять ролики для «Молодежи за мир». На листах бумаги пишем разные слова, которые складываются в предложения. Дети должны стоять с листами и по очереди зачитывать свои слова. Со второго раза у нас как будто что-то получается, вот только дети устают и постоянно разбегаются. В какой-то момент вместо «Дети могут помогать старикам» остается только «Дети могут». Впрочем, эта уверенная неопределенность мне тоже нравится.
Кто-то с интересом разглядывает мой фотоаппарат на штативе.
— У меня дома такой же фотоаппарат есть. Можно я поснимаю?
Рания тем временем подбивает всех снимать сказку, в которой она будет принцессой, один из мальчиков — принцем. Не хватает только дракона. Но тут «сценаристы» замечают мальчика-волонтёра.

— Большой человек, — зовут они его, — иди к нам!
Оставшиеся полчаса мы снимаем разные варианты спасения принцессы от злого чудовища, пока мне это не надоедает. Дети сильно разбузились. К тому времени, когда нам было пора уходить, в классе остался только один мальчик. К нему пришла учительница. Мы прощаемся с ним. Мне жаль, что сейчас он практически в одиночестве.
Выходим на улицу и вдыхаем морозный воздух. Дина просит Машу, как живущую поблизости, развесить завтра кормушки.
— Ну как впечатления? — спрашивает Дина. — Сегодня они особенно шумные.
Дине отвечают. Я пока молчу и думаю: «Не знаю. Дети как дети. Мы были такими же».


Если вы заинтересовались инициативой ребят, можно с ними связаться:

E-mail: mzmmoscow@mail.ru
Группа вк: https://m.vk.com/mzm_moscow
Группа фб: https://www.facebook.com/mzmMoscow

 

Поделиться с друзьями!
comments powered by HyperComments