Помочь ребенку выбрать любимое дело

Еще в школе я была уверена, что стану журналистом.Но пришла к этой профессии только спустя два года после окончания университета. История умалчивает, почему я не сразу пошла на журналистику, а сперва решила освоить культурологию. В моем случае первая специальность помогла мне стать профессионалом в любимом деле, и  я нисколько не жалею о том, что 5 лет изучала классиков искусства и читала  индийские трактаты о любви.Но бывает по-другому. Человек «отмучился» 5 лет в университете на непонятной специальности, на которую он оказывается вообще не хотел поступать, и после окончания вуза не знает, куда податься. Потому что он вообще-то любил всегда рисовать, а сидеть над бумажками в офисе для него — мука. Но папа сказал, что рисование — это несерьезно и отправил его учиться на юриста.

Слышали такие истории? Так вот в день, когда тысячи студентов идут на свое первое занятие, хотелось бы поговорить о выборе специальности. Как не прогадать? Куда отдать ребенка, чтобы не слушать потом упреки? Как выявить в нем склонности к какому-то делу? Сегодняшний гость нашей мастерской  — Татьяна Самарец, кандидат экономических наук, доцент, директор образовательного агентства «Личная стратегия», рассказывает о тонкостях профориентационной работы.

самарец татьянаКогда мы создавали образовательное агентство «Личная стратегия», то сами успели к этому времени пережить очень волнительные моменты в жизни своих детей — окончание школы и выбор траектории получения профессии. В одном случае, ребенок сознательно, как казалось, стремился к профессии ветеринара, мечтал свою жизнь посвятить помощи животным, а на первом курсе престижного вуза вдруг понял, что это ему не интересно. В другом случае, ребенок закончил солидный университет по популярной специальности, но работа в крупной и высокооплачиваемой компании оказалась не по душе. А в третьем случае, заканчивая школу, ребенок не может вообще определиться со своими желаниями, способностями и сейчас обучается там, где было принято решение ему учиться на семейном совете.

От того, что дети не могут выбрать главное дело в жизни, у них возникает много сопутствующих трудностей: они не могут решить- какие предметы им важнее подготовить для сдачи ОГЭ/ЕГЭ; из-за этого они готовятся по тем учебным дисциплинам, которые им могут вообще не пригодиться. А это потраченные силы, время, средства родителей на репетиционные занятия. Если они всё же проходят итоговые испытания по этим предметам, то, получив аттестат и сертификаты, ограничивают себя в выборе специальностей.

Следующая трудность — обучение там, где неинтересно. Многие, не имея представления о своей будущей профессии, уже в процессе учебы осознают, что это профессиональное направление им не подходит. Но заканчивают обучение, получают диплом и… Не идут работать по нему.

Поэтому важно создать условия для раскрытия личностного потенциала школьника через социально-психологическую диагностику и систему профессиональных проб. Только попробовав разные виды профессиональной деятельности, человек может понять, что ему интересно делать в жизни, чтобы работа стала высокооплачиваемым ХОББИ!

Человек может быть счастлив, когда ему каждый день, на протяжении всей жизни, нравится его дело! А если нам что-то нравится делать, то мы это делаем хорошо! Значит, будет и карьерный рост, и достойный заработок.

Вот в этой связи появилась идея выстроить систему помощи в выборе профессии, начиная с диагностики профессиональных возможностей, профессиональных проб и разработки проекта личной образовательной траектории.

oZORh7FbQsY

В диагностику профессиональных возможностей входит психологическое тестирование на определение диапазона способностей/предрасположенности личности к разным видам профессиональной деятельности, практические занятия по интересующей специальности (знакомство с будущей профессией) в игровой форме.

А в разработку проекта личной образовательной траектории входит составление рекомендаций и подбор учебных заведений по диапазону цен, качеству и условиям образования в соседних регионах, в нашей области, а также предоставление информации о потенциальном работодателе,информации о продолжении обучения для укрепления карьерного роста.

Если ребенок (начиная с 12 лет) осознанно выбирает профессию, то все становится на свои места — ему понятно, какие школьные дисциплины ему нужны для ОГЭ/ ЕГЭ, для поступления в колледж/ вуз, какие прорывные компетенции помогут ему освоить профессию и быть в ней лучшим.

В агентстве работают только увлеченные тренеры, которые в игровой форме, только основываясь на интересе ребят, строят свои занятия. Это и профессионалы с опытом. Это и молодые, начинающие таланты, с горящими глазами, это и пока студенты наших вузов.

Фото на превью: @princessnagy

Поделиться с друзьями!
comments powered by HyperComments