Фестиваль женского многоголосия: созвучие талантливых барышень

Автор: Евгения Калиниченко

Прошедший в середине мая Фестиваль женского многоголосия — событие интересное и замечательное. Каждый год он представляет слушателю несколько коллективов самых разных музыкальных направлений, в песенном репертуаре которых есть вокальная полифония, исполняемая лишь женщинами. Участницы не ограничены ничем, кроме количества звучащих голосов — не менее трех. При этом возраст, репертуар и стаж коллективов значения не имеют: на фестивале выступали и совсем юные участницы и признанные мастерицы вокала, фольклорные коллективы и академические хоры.


В этом году Фестиваль проходил в Особняке купца Носова — месте, известном ценителям музыки своей насыщенной концертной программой и уютной, почти домашней, атмосферой.  Выступали в этот раз и бывалые участники — яркие Sunny Side Sisters, и новые для нас лица — хор «Орферион», открывший шестой Фестиваль женского многоголосия. Выступать на одной сцене с мастерами и прекрасными исполнителями было почетно и волнительно — не каждый день можно погрузиться в такую восхитительную атмосферу радостного волнения и гармонично звучащих женских голосов.

Надо отметить, что Фестивалю уже почти 4 года, и за время своего существования он проводился на разных площадках, но как говорят участницы оргкомитета, самый теплый прием был всегда именно здесь — в этом изумительно красивом доме, когда-то спроектированном знаменитым архитектором Кекушевым для семьи купца Носова. С этим мнением солидарны и сами музыканты.

Ольга Вакар (женский камерный хор «Орферион»):

«Нам очень понравилось выступать в Особняке! Организация концерта была очень достойная. Москва приняла нас тепло. Спасибо!»

Помимо тщательного выбора площадки, представительницы оргкомитета пытаются объять необъятное и сделать невозможное: разрешают почти все существующие музыкальные стили, но при этом объединяют в одной программе песни по какому-либо критерию. Например: а давайте, в этот раз будет вечер каверов на иностранных языках? О, у кого-то есть необычные каверы? — То, что надо!

При таком подходе зрители слушают гармонично построенную программу, открывают для себя необычную музыку, а коллективы этому только рады!

Антонина Корсакова (Celtic Art):

«Я очень рада, что уже не первый год мне довелось выступать на таком самобытном фестивале. Да, именно самобытным, так как он не ограничивает участников определенным форматом композиций (как зачастую происходит на других фестивалях). Поэтому каждый коллектив — это созвучие талантливых барышень с оригинальными многоголосными аранжировками, неуемной энергией и безграничным творчеством. С удовольствием приму участие в следующем Фестивале женского многоголосия».

В этом году Фестиваль в очередной раз экспериментировал: в программе было очень много суперхитов, о которых современный слушатель знает мало. И совершенно зря, ведь некоторые из представленных песен входят в сокровищницу музыкальной культуры. Посудите сами: красивая «La Paloma» (Голубка) считается одной из самых часто исполняемых в мире песен, кто только ее ни пел: Элвис Пресли, Хулио Иглесиас и многие-многие другие. На Фестивале эту песню исполнил хор «Орферион», представивший также свою версию знаменитой «I’m singing in the rain». Кто-то считает, что этот хит был написан для одноименного фильма «Поющие под дождем» в середине XX века, но на самом деле, песня появилась гораздо раньше: в 20-е годы!

Надо сказать, что большая часть программы «Орфериона» состояла из таких хитов: когда-то они были просто бешено популярны, но сейчас многие из них незаслуженно забыты. Замечательные образцы ретро «Goodtime Barbershop», «Good night, sweetheart» или чудесный спиричуэлс «All night, all day» — «Орферион» буквально очаровал зал эпохой ретро, исполняя песни в этой стилистике именно так, как они должны были звучать. Ведь, согласитесь, не каждый способен воссоздать дух того времени.

Впрочем, чем дольше шел концерт, тем больше было понятно, что нет предела совершенству! Хор Ольги Олейниковой Sunny Side Sisters выступил с подборкой   рок-композиций, которая не могла бы оставить равнодушным ни одного меломана: “Stand By Me“ (Джон Леннон), “Gimme Shelter» (The Rolling Stones), наконец, «Life On Mars» (Дэвид Боуи). Когда же зрители услышали шедевры таких стилей как госпел и  соул — зал испытал настоящий катарсис. Прекрасные кавер-версии «Rock Me In The Cradle» и «Swing Down Sweet Chariot», запредельно-возвышенная «People Get Ready» — как говорится, лучше один раз услышать. Причем, не в записи, а именно вживую: тогда Вы почувствуете невероятную энергетику этого хора и мощную лавину позитивных вибраций.

Еще один коллектив — Celtic Art — порадовал также интересной подборкой: мегахиты 90-х «Outta Space» (Prodigy), «Teardrop» (Massive Attack), “Remember Me” (Blue Boy), из 2000-х кавер на «They Loved It In Italy” (Kaki King) и, наконец «современное веяние» в виде танцевальной клубной музыки, “Gina’s Groove” от Terry Lex. При этом в программу тут и там были вплетены замысловатые кельтские не узоры, но напевы. И это было органично, черт возьми! Не даром и зрители, и участницы ивента говорят, что «такого больше нигде не услышишь». Музыка на Фестивале действительно неординарная.

Но не музыкой единой жив Фестиваль.

Вероника Антимоник, координатор программ БФ «Безопасный дом»

«13 мая нашему Благотворительному фонду «Безопасный дом» посчастливилось принять участие в Фестивале женского многоголосия. Мы хотим поблагодарить организаторов Фестиваля и администрацию особняка Носова за предоставленную возможность организовать благотворительную акцию во время фестиваля! С нашей стороны были представлены для реализации за пожертвования сувениры, созданные подопечными Фонда — детьми и молодежью из групп риска и пострадавшими от насилия. На творческих занятиях участники и участницы создают украшения из натуральных камней и другие сувениры.

Реализуемая нами программа арт-терапии JewelGilrs способствует раскрытию творческого потенциала подопечных, что позволяет им преодолевать полученные травмы и находить в себе силы и ресурсы для новой жизни. Именно поэтому Фестиваль оказался очень близок нам по своей философии! На Фестивале мы смогли услышать выступления талантливых вокалисток и коллективов, которые превосходно находят новые способы исполнения и придают необыкновенное звучание уже известным композициям, воплощая тем самым новые и порой нетрадиционные музыкальные формы. Мы искренне надеемся, что когда-нибудь и подопечные нашего Фонда получат возможность принять участие в таком фестивале, где они смогут наиболее полно выразить все свои таланты. Ведь все они одарены по своему и многие из них имеют прекрасные вокальные данные, которыми они могли бы поделиться с более широкой аудиторией…»

Кроме всего прочего Фестиваль позиционирует себя как феминистический, и ставит такие актуальные вопросы, как: надо ли в РФ поддерживать женские коллективы с их некоммерческой музыкой? Почему не прав тот, кто считает Фестиваль дискриминацией в отношении мужчин? Наконец, почему в РФ сейчас по-прежнему не так много феминистических мероприятий, как хотелось бы, а музыкальных фестивалей — вообще мало.

Мы попросили прокомментировать эти вопросы феминистку Татьяну Болотину:

«Мне очень нравится концепция этого фестиваля и коллективы, которые я слушала. Женский хор очень приятно слушать. Обязательно надо их поддерживать — во-первых, важна поддержка певиц, которых дискриминируют по половому признаку, во-вторых, это удовольствие для слушательниц. Мужчины и так много где поют, им отдают преимущество перед женщинами, как и в любой сфере. Мне бы хотелось, чтобы этот фестиваль проходил почаще.

Феминистских мероприятий мало, потому что феминизм в России всё ещё маргинален. А также потому, что феминистки в массе своей предпочитают обсуждать сексизм и ругаться в соцсетях, вместо того, чтобы организовывать свои пространства, мероприятия, в том числе музыкальные фестивали. Или хотя бы поддерживать то, что организуют другие. Также нам бы очень пригодилась поддержка феминисток из более богатых стран, но увы, они не обращают на нас внимания».

Возможно, когда-то ситуация изменится в лучшую сторону. А пока Фестиваль продолжает свою деятельность, поддерживая талантливые женские музыкальные коллективы. Количество зрителей и энтузиазм участниц, без сомнения, дают надежду на то, что Фестиваль и дальше будет развиваться качественно и количественно, напоминая, ради чего он проводится из года в год.

Поделиться с друзьями!
comments powered by HyperComments